Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АРИСТИН
3, С. 236-237 опубликовано: 10 ноября 2008г.


АРИСТИН

[греч. ̓Αριστηνός] Алексий (Ɨ после 1166), визант. канонист. Уроженец Эллады. Получил юридическое образование и занимал высокую гражданскую должность, когда был вызван в столицу имп. Иоанном II Комнином. В К-поле А. в диаконском сане занимал одновременно высшие гос. и церковные должности номофилакса, орфанотрофа, дикайодота, великого эконома Патриаршей Церкви. Поскольку совмещение светских и церковных должностей являлось нарушением канонов, по требованию К-польского Собора 1157 г. А. должен был оставить гос. посты и сохранил должность великого эконома. В деяниях К-польского Собора 1166 г. в числе присутствующих на Соборе упоминается великий эконом Алексий.

По поручению имп. Иоанна II Комнина А. ок. 1130 г. составил толкование на канонический «Синопсис», взяв за основу собрание канонов, к-рое составил Стефан Эфесский, а позднее, в X в., переработал «магистр и логофет» Симеон, отождествляемый ныне (С. Трояносом) с Симеоном Метафрастом. Относительно хронологической последовательности появления толкований А. и Иоанна Зонары в науке нет единой т. зр. До XIX в. преобладало мнение, что труд Зонары предшествовал труду А. Беверегий относит время деятельности Зонары к царствованию Алексея I Комнина. Архим. Иоанн (Соколов) указывает 1120 г. как приблизительное время написания Зонарой толкований на «Синтагму». Предшественником Аристина считал Зонару и проф. МДА, впосл. архиеп. Литовский Алексий (Лавров-Платонов). Однако во 2-й пол. XIX в. большинство ученых стало склоняться к тому, что А. писал толкования на «Синопсис» раньше труда Зонары. Этой т. зр. придерживаются К. Цахарие фон Лингенталь, А. С. Павлов, Н. С. Суворов, М. Е. Красножен, а из совр. канонистов - Н. ван дер Вал, Дж. Локин, С. Троянос.

Вследствие краткости изложения правил в «Синопсисе» в нем было много неясностей и неточностей. Есть ошибки и в передаче содержания канонов. Но из-за краткости «Синопсис» удобен в употреблении и поэтому получил самое широкое распространение. Данным обстоятельством и объясняется выбор именно этого канонического сборника для комментирования. В толкованиях на «Синопсис» А. пользовался полным текстом правил и вносил в свои комментарии выдержки из них. Использовал он и древние схолии на каноны. Изредка А. делает ссылки на гражданские законы по церковным делам. В своих толкованиях он дает букв. смысл правил, не вдаваясь в казуистические тонкости. В большинстве случаев указывает при этом, как должны быть понимаемы нек-рые неясные слова и выражения, встречающиеся в правилах, собранных в «Синопсисе». Если об одном и том же предмете говорится в разных правилах, А. дает на них общее толкование. Лишь изредка он выходит за рамки изъяснения букв. смысла правил и делает замечания относительно причин, побудивших к изданию нек-рых из них, или по поводу употребления тех или иных канонов не как общецерковных правовых норм, а применяемых лишь в отдельных Поместных Церквах. Обращает он внимание и на те правила, к-рые вышли из употребления. В тех случаях, когда текст «Синопсиса» ясен, А. делает замечание: σαφής - ясно (в «Кормчей» это выражение передается как «се разумно»). В руках А. был список «Синопсиса», в к-ром излагалась не вся «Синтагма» Фотиева «Номоканона»: недоставало правил К-польских Соборов 861 и 879 гг., а из правил святых отцов помещено было лишь 3 «Канонических послания» св. Василия Великого. В нек-рых списках А. приведены, однако, без толкований и изложения те правила, к-рые не вошли в «Синопсис». Эти дополнения были сделаны, вероятно, самим А. Отдельного издания труда А. не существует (как и трудов Иоанна Зонары и Феодора IV Вальсамона); его комментарии воспроизводятся обычно после текста соответствующего правила.

Для истории рус. церковного права «Синопсис» с толкованиями А. имеет особое значение, потому что именно он составил основу 1-й (канонической) части печатной «Кормчей».

Ист.: Beveregii Συνοδικόν sive Pandectae canonum ss. Apostolorum et Conciliorum ab ecclesia graeca receptorum, nec non canonicarum ss. Patrum epistolarum. L., 1672; Ράλλης, Ποτλῆς. Σύνταγμα. Τ. 2-4.
Лит.: Павлов. Право. С. 91-92; Красножен М. Толкователи канонического кодекса Восточной Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон. Юрьев, 1911; он же. Комментарий Алексея Аристина на канонический синопсис // ВВ. 1913. Т. 20. С. 189-207; Παπαγιάννη Ε., Τροϊανός Σπ. Ν. Διάταξις τῆς πολιτικῆς νομοθεσίας εἰς τὸ ἑρμηνευτικὸν ἔργον τῶν ̓Αριστινοῦ, Ζωναρᾶ, καὶ Βαλσαμόνος // ΕΕΒΣ. 1981/1982. Τ. 45. Σ. 199-238; Wal N. van der, Lokin J. H. A. Historiae iuris graeco-romani delineatio. Groningen, 1985. P. 108, 137; Τροϊανός Σπ. Ν. Οἱ πηγὲς τοῦ βυζαντινοῦ δικαίου. ̓Αθήνα, 1986. Σ. 144, 148.
Ключевые слова:
Канонисты православные Аристин Алексий († после 1166), византийский канонист
См.также:
АЛЕКСИЙ (Лавров-Платонов Александр Федорович; ок. 1830 - 1890), архиеп. Литовский и Виленский, канонист
АРМЕНОПУЛ Константин (сер. ХIV в.), византийский юрист и канонист, писатель, автор юридичических сочинений
АРСЕНИЙ ФИЛОФИТ (сер. XII в.), мон. из монастыря Филофея на Афоне
БАРСОВ Тимофей Васильевич (1836-1904), доктор церк. права